AP08856314

Формирование готовности педагогов к дистанционному обучению учащихся


Период реализации

2020 - 2022 гг. (27 месяцев)

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

Разработать технологию формирования готовности педагогов к дистанционному обучению учащихся и механизмы ее реализации, учебно-методические ресурсы для обеспечения готовности педагогов к дистанционному обучению в соответствии с нормативно-правовыми документами в сфере образования Республики Казахстан.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

1 Проанализировать текущее состояние подготовки педагогов к организации дистанционного обучения учащихся в Республики Казахстан (РК).

Анализ будет проведен на основе изучения нормативных документов, публикаций и других материалов по внедрению дистанционного образования в республике, а также состояния организации дистанционного обучения в образовательных учреждениях Алматинской области. В результате анализа будут выявлены текущее состояние подготовки педагогов к работе в условиях дистанционного образования, определены предпосылки для разработки технологии формирования готовности педагога к дистанционному обучению.

2 Определить и обосновать составляющие системы подготовки педагогов к реализации дистанционного образования.

Изучение нормативно-правовых документов в сфере образования, психолого-педагогических исследований по проблемам подготовки педагогов к дистанционному обучению, отечественного и зарубежного опыта, позволят определить составляющие системы подготовки педагогов к дистанционному обучению учащихся, определить подходы к формированию готовности педагога к дистанционному обучению учащихся, разработать модель и технологию формирования готовности педагога к дистанционному обучению.

3 Разработать программно-методические материалы для формирования готовности будущих педагогов к дистанционному обучению учащихся.

Разработанные модульные образовательные программы педагогических специальностей для вузов и учебно-методические комплексы дисциплин, учитывающие специфику организации дистанционного обучения учащихся могут быть применены в системе подготовки бакалавров психолого-педагогических профилей и способствовать формированию профессиональной готовности будущих педагогов к работе в условиях дистанционного образования.

4 Разработать программно-методические материалы переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров для формирования готовности к реализации дистанционного обучения учащихся.

Разработанные программы, содержание курсов переподготовки и повышения квалификации педагогов, ресурсное обеспечение подготовки педагогов к работе в условиях дистанционного образования могут быть использованы в условиях постпрофессионального образования и способствовать формированию готовности педагогов к реализации дистанционного обучения, обеспечению качества подготовки специалистов, соответствующих современным требованиям и вызовам общества, решению проблем создания эффективной дистанционно-образовательной среды.

5 Апробация разработанной модели и технологии формирования готовности педагога к дистанционному обучению учащихся, анализ результатов исследования и выработка рекомендаций.

Апробация будет проведена на базе образовательных учреждений Алматинской области. Результаты апробации обеспечат основу для внедрения технологии формирования готовности педагогов к работе в условиях дистанционного образования в систему профессионального образования. Для анализа результатов исследования будет использован комплекс теоретических, эмпирических методов и методов статистической обработки данных.

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Актуальность исследования определяется социальным заказом общества на подготовку педагогов к работе в условиях дистанционного образования, обладающих всеми необходимыми качествами для данной работы, а также наличием противоречий:

− между объективной потребностью общества в педагоге, успешно реализующем профессиональную деятельность в условиях дистанционного образования и недостаточной готовностью педагогов к эффективному осуществлению дистанционного обучения;

− между необходимостью формирования готовности педагога к реализации дистанционного обучения и недостаточной разработанностью методических подходов и технологий ее формирования.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1) Осуществление публикации в зарубежном рецензируемом научном журнале «Talent Development & Excellence».

2) Опубликование учебного пособия по методике дистанционного обучения, методических рекомендаций по организации учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий в казахстанских издательствах.

3) Получение свидетельств авторского права на разработанные учебно-методические материалы.

4) Распространение результатов работ среди потенциальных пользователей, сообщества ученых и широкой общественности через публикации, доклады на семинарах и конференциях, получение авторских свидетельств и др.

5) Другие измеримые результаты в соответствии с требованиями конкурсной документации и особенностями проекта:

1. Область применения и целевые потребители. По завершении исследования полученные материалы будут оформлены в виде книги. Эти материалы будут рассчитаны на использование:

Учреждениями среднего, технического и профессионального, высшего, дополнительного образования для определения педагогических ресурсов и возможности предоставления широким кругам населения равных образовательных возможностей в любых районах страны и за ее пределами;

Научно-педагогическими работниками для разработки современной теории профессионального образования, педагогами образовательных учреждений для расширения образовательной среды, а также студентами, магистрантами, докторантами педагогических специальностей.

2. Влияние ожидаемых результатов на развитие основного научного направления и смежных областей науки и технологий

Влияние на разработку новых педагогических технологий профессионального образования, включающих изменение структуры и содержания методик обучения и воспитания; на разработку учебного контента для системы дистанционного обучения учащихся.

3. Применимость и (или) возможность коммерциализации полученных научных результатов:

Результаты применимы в учебном процессе вузов, практике дополнительного профессионального образования. Возможность коммерциализации заключается в расширении видов образовательных услуг и объемов их предоставления на региональном уровне: переподготовка, повышение квалификации педагогических кадров, организация новых неконтактных форм обучения, в том числе дистанционного обучения.

4. Социальный, экономический, экологический, научно-технический, мультипликативный и (иной) эффект результатов проекта с обоснованием

Построение системы подготовки педагогов для работы в условиях дистанционного образования на основе междисциплинарного подхода и интеграции учебных дисциплин в рамках образовательной программы.

Разработка методической базы для обеспечения образовательных учреждений педагогами, готовыми к решению задач информатизации образования и реализации дистанционного обучения.

Удовлетворение потребностей страны в качественно подготовленных специалистах.

Снижение финансовых затрат в связи с уменьшением потребности на переподготовку специалистов для системы дистанционного образования.

Приумножение знаний и кадрового потенциала, накопленного отечественной высшей школой.

5. Другие прямые и косвенные результаты проекта с указанием их качественных и количественных характеристик

Повышение рыночной привлекательности, имиджа университета.

Расширение информационной компетентности сотрудников и ППС университета.

Увеличение гибкости вуза и скорости реакции с точки зрения адаптации к изменяющимся внешним условиям.

СОСТАВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ГРУППЫ

Руководитель проекта, кандидат педагогических наук, доктор философии PhD, и.о. ассоцированного профессора Жетысуского университета имени И.Жансугурова

Scopus Author ID: 56127311500

Researcher ID: X-1247-2018

Соруководитель проекта, кандидат педагогических наук, декан высшей школы естествознания, и.о. ассоцированного профессора Жетысуского университета имени И.Жансугурова

Scopus Author ID: 57191913393

Researcher ID: X-2396-2018

Доктор экономических наук, профессор Жетысуского университета имени И.Жансугурова

Scopus Author ID: 56127906700

Researcher ID: B-5685-2016

Доктор педагогических наук, профессор, декан высшей школы педагогики и психологии Жетысуского университета имени И.Жансугурова

Scopus Author ID: 57205148519

Researcher ID: ABI-1628-2020

Магистр естественных наук, докторант, преподаватель-ассистент образовательных программ по педагогической информатике Жетысуского университета имени И.Жансугурова

Scopus Author ID: 57855019900

Researcher ID: ABA-5450-2020

Сейтбатталова Айгерим Сейтбатталовна

Доктор философии PhD, Доцент кафедры "Педагогические и социальные науки" Казахстанской инновационной академии

Scopus Author ID: 57197809087

Researcher ID:

ORCID:

Кандидат педагогических наук, ассоциированный профессор (доцент) образовательной программы методик обучения и воспитания Жетысуского университета имени И.Жансугурова

Scopus Author ID: 57191914164

Researcher ID:

ORCID:

Магистр педагогических наук, преподаватель-ассистент образовательной программы методик обучения и воспитания Жетысуского университета имени И.Жансугурова

Researcher ID:

ORCID:

0000-0002-3414-4454

Магистр педагогических наук, руководитель образовательной программы по иностранным языкам и переводческому делу Жетысуского университета имени И.Жансугурова

Scopus Author ID: 57204895672

Researcher ID:

ORCID:

Статьи опубликованные в рамках проекта

2021

3. Г.С.Майлыбаева, Г.Н.Жолтаева, Н.Ж.Жанатбекова, Ж.К.Абильгазиева, А.С.Сейтбатталова - МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К ДИСТАНЦИОННОМУ ОБУЧЕНИЮ УЧАЩИХСЯ // научно-методический журнал «Педагогика и психология» ISSN 2077-6861, Казахского национального педагогического университета имени Абая, №4 (49), раздел «Методология и теория педагогики и психологии», 2021 г.

4. Turalbayeva A., Zhubandykova A., Nabuova R., Mailybaeva G., Abdullina G. - Formation of information culture of students through information technology // World Journal on Educational Technology: Current Issuesthis link is disabled, 2021, 13 (4), p. 794–805

5. Жанатбекова Н. Ж., Жолтаева Г. Н., Майлыбаева Г. С., К вопросу о подготовке будущих педагогов к дистанционному обучению // ПРЕПОДАВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И БИОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ С УЧЕТОМ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛЕЙ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ, Материалы международного форума, 14 декабря 2021 г., г. Екатеринбург, с.112-119

Научные труды исполнителей проекта,

опубликованные в период с 2016 по 2020 годы

2020

2. Seitbattalova A., Mailybaeva G., Ybyraimzhanov K., Ramazan B. - INFORMATIONAL SUPPORT FOR THE FORMATION OF TEACHERS' READINESS FOR DISTANCE EDUCATION // Сборник материалов III Международной научно-практической конференции "АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ", г. Москва, 27-28 октября 2020 г.

3. Mailybaeva G., Janzakova Sh., Zhexembayeva Zh., Seitbattalova A., Sarsekulova D. Genesis of Multicultural Education in the Republic of Kazakhstan. //Talent Development & Excellence Q2 Vol.12 №1 (2020): Issue 2020/1. Р.745-766. http://iratde.com/index.php/jtde/article/view/648.

4. Ybyraimzhanov K., Zhanatbekova N.Zh., Danikeeva A., Abdykerimova E., Julkybekova G. Pedagogical Competence as Means of Developing the Professional Potential of the Teacher. Talent Development & Excellence Vol.12, No.1, 2020, 294-307. http://iratde.com/index.php/jtde/article/view/606

5. Мовкебаева З.А., Жолтаева Г.Н. Мүгедек студенттердің дамуындағы бұзушылықтардың ерекшелігін ескере отырып, қашықтықтан оқыту жүйесі үшін оқу контентін әзірлеу туралы // Қазақстанның ғылымы мен өмірі. -2020. -№5/3. –Б.193-196.

6. Abilgazieva Zh., Ybyraimzhanov K. Tanzharikova A., Mailybaeva G., Zhalgasbayeva K. Integrative Technology as the Base of Primary Schoolchildren's Speech Activity Formation. Q 2 Vol. 12 №. 1 (2020): Issue 2020/1. http://iratde.com/index.php/jtde/article/view/621.

2019

1. Zhanatbekova N.Zh. Computer modeling of physical processes. Manual. - Taldygorgan, Zhetysu state University named after I. Zhansugurov, 2019. – 136 p.

2. Авторлық құқықпен қорғалатын объектілерге құқықтардың мемлекеттік тізімге мәліметтерді енгізу туралы куәлік «Бастауыш мектепте қазақ тілін оқытудың теориясы мен әдістемесі» (ЭЕМ-ге арналған бағдарлама). №2099 от 04.03.2019 ж. (авторлар Майлыбаева Г.С., Сейтенова С.С.).

3. Авторлық құқықпен қорғалатын объектілерге құқықтардың мемлекеттік тізімге мәліметтерді енгізу туралы куәлік «Бiлiм беру жүйесiндегi инновациялық технологиялар» (ғылыми туынды). №2967 от 22.04.2019 ж. (авторлар Жанатбекова Н.Ж., Борибекова Ф.).

4. Movkebayeva Z.A., Zholtaeva G. N., Khamitova D.S. Teachers’ Attitude Towards Disabled Students of Distance Learning Departments at Higher Educational Institutions - Atlantis Press - Advances in Economics, Business and Management Research, volume 114. 2019. - P. 379-383. https://doi.org/10.2991/aebmr.k.200114.090

5. Жолтаева Г.Н., Есимханова Р.К., Сацевич С.В. Педагогтарды инклюзивті білім беру жағдайында жұмыс істеуге даярлау // Қазақстанның ғылымы мен өмірі.-2019. -№4 (79). С.75-79.

6. Авторлық құқықпен қорғалатын объектілерге құқықтардың мемлекеттік тізімге мәліметтерді енгізу туралы куәлік «Болашақ бастауыш сынып мұғалімiнің диагностикалық іс-әрекетін қалыптастыру» (программа для ЭВМ). №4006 от 13.06.2019жг. (авторлар Жолтаева Г.Н., Тугельбаева Ж.Н.).

2018

1. Feizuldayeva S., Ybyraimzhanov K., Mailybaeva G., Ishanov P., Beisenbaeva A. Vocational training of future elementary school teacher by means of realization of inter-subject continuity. Opción, Año 34, №85-2 (2018): р.479-516. ISSN 1012-1587/ISSNe: 2477-9385. https://produccioncientificaluz.org/index.php/opcion/article/view/23805

2. Saurykova, Z.M., Ybyraimzhanov, K., Mailybaeva, G. Implementation of interdisciplinary relationships in education on the basis of science integration. Opción: Revista de Ciencias Humanas y Sociales, ISSN 1012-1587, Nº85-2, 2018, p.353-385. https://www.redalyc.org/jatsRepo/310/31057290016/html/index.html

3. Жанатбекова Н.Ж., Абдулаева Ә.Б., Уразова М.С. Физикалық құбылыстарды компьютерлік модельдеу негіздері. -Қарағанды, «Ақнұр» баспасы, 2018. -156б.

4. Мовкебаева З.А., Жолтаева Г.Н., Оралканова И.А., Исалиева С.Т., Хамитова Д.С. Қашықтықтан білім беру жүйесі үшін білім беру контентін құрудың алғышарттары //Педагогика және психология. – 2018. - №2(35). - Б.89-95.

2017

1. Авторлық құқық объектісіне құқықтарды мемлекеттік тіркеу туралы куәлік «Ойын технологиясын бастауыш сыныптардың педагогикалық үдерісінде пайдалану» (ғылыми туынды). №890 от 27.04.2017 ж. (авторлар Майлыбаева Г.С., Ыбыраимжанов К.Т.).

2. Абильгазиева Ж.К. Жас мамандардың еңбек нарығында сұранысқа ие болуы және оның Қазақстандағы білім беру жүйесімен байланысы. // Ш. Уәлиханов атындағы Көкшетау мемлекеттік университетінің Хабаршысы. Филология сериясы. 2017. -№2. -Б.290-295.

2016

1. Botalova О., Osipova S., Asenova N., Kenenbaeva M., Kuderina A., Zholtaeva G., Boribekova F., Zhanatbekova N., Vedilina E., Azanbekova G.Value orientations of future teachers-researchers. International Journal of Environmental and Science Education 2016, VOL. 11, №17, 10279-10288. https://eric.ed.gov/?id=EJ1119358.

2. Egorychev А.М., Akhtian A.G., Seitbattalova A.S., Chelysheva Y.V., Levina I.D. Information support of the professional training of educational psychologists: Implementation and development prospects. // Man in India: 97(16), pp. 199–212, 2016. https://www.researchgate.net/publication/321921175_Information_support_of_the_professional_training_of_educational_psychologists_Implementation_and_development_prospects

3. Тастемирова А.Е., Абильгазиева Ж.К. Студенттердің өзіндік оқу қызметін ұйымдастыруда Интернет-ресурстарды пайдалану. // Әлеуметтік-гуманитарлық ғылымдардың қазіргі мәселелері. 2016. №5(7). –С.27-31. eLIBRARY ID: 27412045.

НАУЧНЫЕ ТРУДЫ

АКТЫ ВНЕДРЕНИЯ

КАТАЛОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

2021

С 24 мая по 4 июня был проведен курс повышения квалификации для учителей средних школ на тему «Қашықтықтан оқытудағы цифрлық білім беру технологиялары».

56 педагогов 72 ч.

2022

С 30 мая по 4 июня был проведен курс повышения квалификации для учителей на тему «Киберпедагогика негіздері. Қашықтықтан оқыту әдістері мен технологиялары».

32 педагогов 36 ч.

СЕРТИФИКАТЫ НАУЧНЫХ СОТРУДНИКОВ

2022

2021

2020

Материалы, опубликованные в СМИ